|
Всегда надо помнить – качественный монтаж подшипников во многом обуславливает надежную их работу!
Во всех случаях неправильный монтаж является причиной преждевременного выхода из строя подшипников во время эксплуатации.
Монтаж подшипников включает в себя:
-
Подготовку посадочных мест для подшипников;
-
Подготовку подшипников к монтажу;
-
Монтаж подшипников и проверка правильности монтажа.
Итак, порядок действий следующий:
1. Перед монтажом подшипников проверьте надписи на упаковке и самих подшипников.
2. Распаковывают подшипники непосредственно перед началом работ с ними. Распакованный подшипник нельзя класть на загрязненную поверхность без чистой водонепроницаемой бумаги. После распаковки подшипника производят его расконсервацию. Как правило, подшипники промывают в горячем (80-90 °С) минеральном масле, тщательно промывают в 6-8%-ном растворе масла в бензине или в горячих (75-85°С) антикоррозионных водных растворах.
- Расконсервированный подшипник не следует брать незащищенными руками и хранить более двух часов без защиты от коррозии!
3. Перед монтажом подшипник следует проверить на соответствие внешнего вида, легкости вращения, зазоров требованиям нормативно-технической документации.
Визуально у подшипников открытого типа должны быть проверены наличие забоин, следов загрязнений, коррозии, полного комплекта заклепок, плотности их установки или других соединительных элементов, полного комплекта тел качения, наличие повреждений сепаратора.
У подшипников закрытого типа следует проверить: не повреждены ли уплотнения или защитные шайбы.
Легкость вращения предварительно смазанного подшипника проверяют вращением от руки наружного кольца. Проверку ведут, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Кольца должны вращаться плавно, без резкого торможения. При повышенных требованиях к подшипнику легкость вращения проверяют на приборах, например, методом выбега.
4. Непосредственно перед монтажом необходимо проверить монтажные поверхности корпусов (отверстия и торцы) и валов (посадочные поверхности и торцы) на отсутствие забоин, царапин, глубоких рисок от обработки, коррозии, заусенцев и загрязнений. Валы, особенно при соотношениях длины и наибольшего диаметра более 8, следует проверять на прямолинейность оси (отсутствие изгиба).
Сопрягаемые с подшипниками поверхности валов и корпусов должны быть тщательно промыты, протерты, просушены и смазаны тонким слоем смазочного материала. Каналы для подвода смазки должны быть продуты и очищены от стружки и других металлических частиц.
-
При установке на одну посадочную шейку двух подшипников (радиальных: шариковых, роликовых сферических и цилиндрических) разница в радиальных зазорах не должна превышать 0,03 мм, а по внутреннему и наружному диаметрам колец - не более половины поля допуска!
5. Монтаж подшипника на вал должен осуществляться через внутреннее кольцо, а в корпус – через наружное кольцо при помощи гидравлического или винтового пресса.
-
Не допускается приложение монтажных усилий к сепаратору. Нельзя наносить удары непосредственно по кольцу. Допускается нанесение легких ударов по кольцу только через втулку из мягкого металла!
-
Запрещается проводить монтаж таким образом, чтобы усилие передавалось с одного кольца на другое через тела качения. Если подшипник одновременно монтируется на вал и в корпус, то усилия передаются на торцы обоих колец!
Целесообразно применить монтаж подшипников открытого типа с цилиндрическим отверстием на вал с натягом с предварительным нагревом подшипников до температуры, не превышающей 100о С. Для этого подшипник следует погрузить в ванну с чистым минеральным маслом, обладающим высокой температурой вспышки, нагретым до 80-90°С, и выдержать в течение 15-20 мин в зависимости от размеров. При монтаже подшипников с защитными шайбами и постоянно заложенной смазкой их нагрев до той же температуры следует производить в термостате.
-
Нагретый подшипник устанавливают на вал и доводят до места небольшим усилием. Нагретый подшипник необходимо насаживать на вал без задержек, т.к. в случае задержки монтажа подшипник может остыть, и дальнейшее перемещение подшипника будет невозможным!
А при посадке подшипника в корпус с натягом рекомендуется перед монтажом предварительно охладить подшипник жидким азотом (-160 °С) или сухим льдом, либо нагреть корпус.
Наиболее целесообразными являются способы монтажа, при которых осуществляется одновременное и равномерное давление по всей окружности монтируемого кольца. При таких способах не возникает перекос монтируемого кольца. Для осуществления подобных способов применяют трубы из мягкого металла, внутренний диаметр которых несколько больше диаметра отверстия кольца, а наружный немного меньше наружного диаметра кольца.
На свободном конце трубы следует установить заглушку со сферической наружной поверхностью, к которой и прилагают усилие при монтаже. Усилие при монтаже следует создавать с помощью механических либо гидравлических прессов и приспособлений. При отсутствии механических и гидравлических приспособлений и монтаже с небольшими натягами подшипников малых размеров допустимо нанесение несильных ударов молотком через монтажную трубу с заглушкой.
-
При любых способах монтажа, особенно при монтаже с помощью молотка, необходимо тщательно следить за обеспечением равномерного, без перекоса, осевого перемещения кольца. Наличие перекоса при монтаже приводит к образованию задиров на посадочной поверхности, неправильной установке подшипника, приводящей к сокращению срока его службы, а в отдельных случаях - к разрыву монтируемого кольца!
-
Не забывайте, что устанавливать подшипник следует таким образом, чтобы сторона подшипника, на которой нанесено заводское клеймо, была снаружи!
После завершения сборочных операций и введения в подшипниковые узлы смазочного материала, предусмотренного технической документацией, следует проверить качество монтажа подшипников. Проверьте совпадение проточек для подачи смазки в корпусах со смазочными отверстиями в наружных кольцах подшипников. После установки подшипников необходимо проверить правильность взаимного расположения подшипников в опорах одного вала. Вал после монтажа должен вращаться от руки легко, свободно и равномерно.
6. Произвести пробный пуск сборочной единицы на низких оборотах без нагрузки. При этом прослушивают шум вращающихся подшипников с помощью стетоскопа или трубы. Правильно смонтированные и хорошо смазанные подшипники при работе создают тихий, непрерывный и равномерный шум.
-
Свистящий шум свидетельствует о недостаточном смазывании или наличии трения между соприкасающимися деталями узла.
-
Звенящий металлический звук может быть вызван слишком малым зазором в подшипнике.
-
Равномерный вибрирующий звук вызывается попаданием инородных частиц на дорожку качения наружного кольца.
-
Шум, возникающий время от времени при неизменной частоте вращения, свидетельствует о повреждении тел качения.
-
Шум, проявляющийся при изменении частоты вращения, может быть обусловлен повреждением колец в результате монтажа или наличием усталостных выкрашиваний на поверхностях качения.
-
Стучащие звуки возможны вследствие загрязнения подшипника.
-
Неравномерный громкий шум создают сильно поврежденные подшипники.
Прослушивая подшипники, необходимо учитывать особенности узла и природу шума при его работе, так как, кроме дефектов подшипниковых узлов, ненормальный шум может быть вызван, например, зубчатыми передачами, соединительными муфтами и другими неправильно изготовленными или плохо пригнанными деталями. В связи с этим окончательное заключение о причинах ненормального шума можно сделать только после тщательной проверки и прослушивания работы всех деталей механизма.
-
Важным показателем нормальной работы подшипникового узла является его температура. При обычных условиях работы температура подшипника не должна превышать температуру окружающей среды более, чем на 30°С!
-
Причиной повышенной температуры может быть малый зазор в подшипнике или чрезмерно большой натяг, недостаток смазки, увеличенный момент трения вследствие износа рабочих поверхностей подшипника или взаимного перекоса колец. Возможны комбинации этих причин.
-
Необходимо иметь в виду, что в течение 1-2 дней после смазывания (в том числе повторного) имеет место некоторое повышение температуры подшипника.
|